К концу обучения в начальной школе у детей, родителей и педагогов возрастает эмоциональное напряжение, связанное с переходом в среднее звено. Все ожидают появления новых трудностей, которые обусловлены как изменением условий обучения, так и возрастными особенностями младших подростков. Это вызывает необходимость поиска форм и методов психологической работы, которые способствовали бы усилению ресурсных сил участников образовательного процесса и в дальнейшем успешной адаптации пятиклассников.
Для успешной адаптации ребенка к несколько иной, более серьезной школьной жизни, родителям необходимо оказывать эмоциональную и психологическую поддержку.
Особенности младшего подростка:
- Стремление к взрослению.
- Потребность в достойном положении в группе сверстников.
- Любознательность к миру взрослых.
- Спектр эмоциональных реакций.
- Требовательность к своим словам и поступкам.
- Устойчивость первого впечатления.
- Недостаточное сформирование интеллектуальных навыков и умений.
В 5 классе предъявляются новые требования:
- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.
- Увеличение недельной нагрузки. Непривычное расписание (новый режим).
- Увеличение количества преподавателей. У каждого учителя свои методы подачи материала, темп речи, темп урока, способ конспектирования, требования к орфографическому режиму. Другие критерии оценивания. Новые, непривычные требования к оформлению работ.
- Новый классный руководитель.
- Расширение школьного пространства. Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены.
- Новый стиль общения. Ребенок входит в новые отношения со сверстниками: мнение сверстников становится значимым. Учеба уходит на второй план. Главным видом деятельности становится общение. Новые дети в классе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ:
- Не нагнетать страха перед новыми трудностями.
- Подвергать критике и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.
- Не сравнивать ребенка с другими учащимися, а только с ним самим.
- Замечать даже мелкий успех в учении и на нем акцентировать внимание.
- Установить контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам.
- Развивать самостоятельность во всех делах младшего подростка, поддерживать гибкий режим труда и отдыха.
- Относиться к детям соответственно их возрасту, предъявлять требования, соответственно их возрасту и способностям. (Завышенные требования ведут к повышению уровня тревожности, заниженные – к понижению мотивации и успеваемости).
- Учитывать психологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, тип их восприятия мира, тип темперамента.
- Способствовать снижению тревожности и страхов.
- Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей.
- Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам.
- Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале.
- Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
- Чаще общаться с ребенком, помогать делать уроки, играть, рисовать.
- Быть последовательными в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Способствовать повышению уверенности в себе и своих возможностях.
- Пересмотреть свое отношение к ребенку и исключить гиперопеку и эмоциональную прохладность.