Успех сдачи ГИА зависит от трех составляющих:
- Психологическая готовность (способность справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы).
- Предметные знания.
- Врожденные способности.
Давайте рассмотрим техники обретения психоэмоционального равновесия непосредственно во время урока, контрольной работы и экзамена. А также приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзамена.
Приёмы активизации работы головного мозга
- Нейробика - зарядка для мозга.
- Гимнастика глаз.
- Кинезиология и «пальцовка» (гимнастика для мелкой моторики).
- Дыхательная зарядка и «энергетическое зевание» (для борьбы с кислородным голоданием).
Упражнение «Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша)».
Заключается данное упражнение в одновременном рисовании двумя руками. Его цель: активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на интеллект, творческие способности и нестандартное мышление.
Упражнение «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях (сначала руками поочерёдно, затем совместно - 8-10 повторений).
Упражнение «Энергетическое зевание». Уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса.
Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивна умственная деятельность. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющую нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
Дыхательные упражнения:
Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания, выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. С каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом снимается стрессовое напряжение.
Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы. Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении лица и положении тела: они отражают эмоции, мысли, внутреннее состояние.
Антистрессовый самомассаж: размять и простукать доступные участки тела (плечи, лоб, руки ), где имеются мышечные зажимы. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев.
При сильном стрессе положить левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в круговыми движениями по часовой стрелке массировать точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставить от указательного. Затем поменять руку, но теперь уже совершать движения против часовой стрелки.
Непосредственно на самом экзамене – важно сбросить напряжение!
Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения: несколько круговых движений и покачиваний головой, разминание рук, пожимание плечами, покачивание тела.
В стрессовой ситуации полезно вспомнить об «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ЗЕВАНИИ»: сладко зевнув три-пять раз, не только уменьшаем волнение, но и активизируем работу головного мозга.
Материал подготовила педагог-психолог МБОУ лицея-интерната № 1
Баева И.А.