Психологическое обеспечение безопасности жизнедеятельности лицеистов
Цель деятельности психологической службы в рамках данного направления – формирование у лицеистов стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности психологической службы:
- формирование и развитие классных коллективов;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции деятельности психологической службы
Деятельность службы по данному направлению работы – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава лицея, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом лицея, и ситуации в классных коллективах, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Функции психологической службы лицея:
- Организационно-координирующая:
- обеспечение связи лицея с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (журнал, личные дела обучающихся, план работы психолога).
- Коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- Аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
- Контрольная:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы сотрудничества
В соответствии с функциями службы психолог выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (участие в конкурсах, концертах, соревнованиях и др.).
При выборе форм работы с обучающимися психологи руководствуются следующим:
- определяют содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывают принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивают целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций психологической службы психологического обеспечения безопасности жизнедеятельности лицеистов
Эффективность осуществления функций психологической службы можно оценивать, на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию плана психологической службы и управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).